Закон, регулирующий градостроительную деятельность в Крыму

Закон, регулирующий градостроительную деятельность в Крыму

Настоящий Закон регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.

Закон о регулировании градостроительной деятельности: актуальность для Крыма

Первую версию закона «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» крымские парламентарии приняли еще 25 ноября 2015 года. С тех пор в документ регулярно вносились новые и новые правки, актуализирующие содержимое документа. Некоторые пункты добавлялись, а некоторые – наоборот изымались. Последняя актуальная версия на момент написания статьи редакция документа была принята 30 октября 2020 года.

Документ является очень важным для крымской республики, он является регулятором земельного права в разрешительной системе. Другими словами, определяет случаи, не требующие разрешения на строительство на территории Республики Крым в соответствии с нормами ГсК РФ (Градостроительного Кодекса).

Кроме того, для Крыма очень остро стоящей проблемой является долгий цикл (от подачи заявки до момента непосредственно технологического подключения) присоединения новых потребителей к электрическим и газораспределительных сетям. Более того, с 2014 было выявлено несколько случаев коррупционных схем среди состава руководителей бюджетных предприятий, которые вместо своих прямых обязанностей осуществляли срочное подключение одних пользователей, а другим умышленно затягивали сроки рассмотрения заявки, вынуждая последних вносить дополнительные денежные средства для ускорения процесса.

Закон о регулировании градостроительной деятельности в Крыму призван решить и эту проблему – в документе учтена необходимость сокращения сроков подключения к электрическим и газораспределительным сетям полуострова, а также их развития и модифицирования.

Текущие реалии подлючения к сетям в Крыму

Согласно действующим федеральным нормативно-правовым актам, срок присоединения к газораспределительным сетям может составлять 12-24 месяцев для объектов капстроительства. Срок выполнения работ может зависеть от нескольких факторов:
  • Расстояние объекта до газораспределительной сети;
  • Номинальная потребляемая мощность объекта;
  • Сложность и характер работ по технологическому присоединению.
Присоединение к электрическим сетям в Крыму – тоже не очень простой и быстрый процесс. В первую очередь это касается ЮБК. Сегодня срок выполнения заявки на подключение нового пользователя к электрическим сетям составляет 4 – 24 месяца. Как и в случае с газораспределительными сетями, срок выполнения работ зависит от нескольких факторов:
  • Расстояние объекта до существующих объектов электросетового хозяйства;
  • Номинальная присоединяемая мощность объекта;
  • Объем работ по технологическому присоединению.
При этом, в соответствии с нормами федеральных законов – ЗК и ГсК РФ (Земельный Кодекс и Градостроительный Кодекс Российской Федерации), максимальный срок выполнения заявки на оформление разрешительной документации и фактического выполнения работ на подключение к газораспределительной сети и объектам электросетевого хозяйства должен составлять 13 месяцев. Таким образом, фактические сроки подключения в Крыму превышены почти в два раза.

Что еще регулирует закон о градостроительной деятельности

Основные положения, регулируемые законом о градостроительной деятельности в Крыму:
  1. Принципы планирования по территориальному принципу;
  2. Порядок разработки и определения схем зонирования;
  3. Порядок определения структуры генпланов городских округов и поселений;
  4. Определение и применение контроля деятельности по застройке и планированию территорий Республики Крым.

Новый порядок выдачи разрешений на строительство

С 01.01.2020 на территории Крыма досрочно завершился переходный период и начал дейстовать новый порядок выдачи разрешений на строительство в соответствии с российским законодательством.

Но как же быть с объектами, строительство которых было начато раньше этого срока? Этому в регламенте о регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым посвящена отдельная Статья, а именно 21.7, определяющая особенности ввода в эксплуатацию объектов капстроительства, строительство которых начато до 1 января 2020 года.

1. Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, построенного или реконструированного на основании документов, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 21.2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию застройщик или технический заказчик направляет в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, следующие документы: 

Таблица применения закона в Симферополе
правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута
исходные данные на проектирование, послужившие основанием для выдачи документа, разрешающего строительство или реконструкцию
документ, разрешающий строительство или реконструкцию, внесенный в Реестр поднадзорных объектов или в Реестр неподнадзорных объектов
определенные под peкpeaциoнныe зoны
акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда)
определенные под зoны тpaнcпopтнo-инжeнepнoй инфpacтpyктypы
акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора)
документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии)
заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзораи
схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженернотехнического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособлении для современного использования
технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
  1. Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
  2. Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не внесенных в Реестр поднадзорных объектов и в Реестр неподнадзорных объектов, осуществляется в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации без учета особенностей, установленных настоящей статьей.
  3. В случае если указанные в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, сведения о которых включены в реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, выданы (зарегистрированы) в период с 21 марта 2014 года по 15 января 2020 года, а также выданы (зарегистрированы) при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком, так как наличие таких документов не требовалось согласно порядку, действовавшему в указанный период, то получение разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию осуществляется после оформления права собственности (права владения) на земельный участок, но без необходимости получения застройщиком градостроительного плана земельного участка. (часть 5 введена Законом Республики Крым от 30.10.2020 N 121-ЗРК/2020)
  4. При выдаче разрешения на ввод объектов капитального строительства на объекты капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществлялась на основании указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, сведения о которых включены в реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, не допускается требовать приведение указанных объектов к иным параметрам и характеристикам, кроме параметров и характеристик, указанных в проектной документации, на основании которой были выданы (зарегистрированы) указанные в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, сведения о которых включены в реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, в том числе к требованиям по нормативной обеспеченности машино-местами, детскими и взрослыми спортивными площадками и иными объектами инфраструктуры.
[an error occurred while processing the directive]